Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
наверх

Без названия (2)

Кризис 3-х лет.

Речь пойдёт об особенностями детей 3-хлетнего возраста и, в частности, о знаменитом кризисе 3-х лет, который ещё называют «я сам».

Дело в том, что жизнь человека проходит неравномерно: бывают периоды относительно стабильные, а бывают кризисные. У всех на слуху такие понятия как кризис среднего возраста, кризис пубертатного периода, т.е. подростковый т.д.

Кризис 3-х лет относится к числу острых, коррекции  это поведение не поддаётся, более того, сам ребёнок не может с собой справиться.

Временные рамки условны: у кого-то кризис может начаться в 2 года 10 месяцев, у кого-то в 3 с половиной года.

Степень интенсивности тоже может различной: у кого-то кризис проходит очень ярко, у кого-то более сглажено.  Это зависит от особенностей нервной системы ребёнка, а также от того, какую позицию займут взрослые в семье.

Итак, почему 3 года и почему кризис? Именно к 3-м годам ребёнок начинает осознавать себя как личность, т.е. происходит самоидентификация. До 3-х лет ребёнок представляет собой симбиотическое единство со своей матерью. В 2 года он говорит о себе в 3-ем лице: «Никита построил дом». Да и мы обращаемся к нему также: «А кто это у нас проснулся? Машенька?». Ребёнок откликается на своё имя, но мера понимания, что это его имя невелика.

К 3-м годам ребёнок отделяет своё «я» от других людей и громко заявляет о своих желаниях. Это прогрессивная тенденция. Но с другой стороны, при объективном неумении высказать своё мнение, отсутствии определённых навыков, умений, силёнок, малыш выбирает наиболее доступный способ – противопоставляет себя взрослым. Единственная цель ребёнка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Низы не могут, верхи не хотят. Вот вам и кризис!

Симптоматика.

1 - негативизм.Сейчас я расскажу вам сказку под заманчивым, на первый взгляд названием, «Праздник непослушания». Суть этого детского триллера сводится к следующему: дети некоего города Nне слушались своих родителей, те на них осерчали и ночью покинули своих чад, оставив город на разграбление юным бестиям. Те сему факту необыкновенно обрадовались и на протяжении нескольких дней, как теперь говорится отвязывали и зажигали. Праздновали так сказать, праздник непослушания… 

Впрочем, были и осложнения. От сладостей у детей разболелись животы и зубы, от мороженого – горла, потекло из носа, игры и пляски привели к членовредительству, отсутствие должной личной гигиены – к миниэпидемии и т.д. и т.п. всех ужасов перечислять не буду. Короче говоря, хорошо оторвались детки, а потом пошли искать своих родителей: «Возвращайтесь, мол, дорогие вы наши, мы больше не будем». Такая вот поучительная сказка.

А вместе с тем, в основе этого худ. произведения лежит не фантазия автора, а хорошо известный психологический механизм, получивший название «детского негативизма». Что это такое? Детский негативизм – это когда ребёнок без конца, т.е. в буквальном смысле этого слова, постоянно говорит своим родителям и воспитателям: «Нет!», «Не хочу!», «Не буду!»

Причём он настаивает на своём «Нет!» даже тогда, когда хочет сказать «Да!». Зачем он это делает? А хочется ему и баста! Но если серьёзно, то «Нет!», которое ребёнок говорит своим родителям и воспитателям, на самом деле повышает его самооценку. Не соглашаясь с чужим мнением, протестуя, провозглашая своё «Нет!», ребёнок чувствует себя личностью. Вот почему он способен испытать восторг, даже отказываясь от желаемого!

2 - упрямство: настаивает не столько потому, что хочет, а потому что связан своим первоначальным решением.

3 – строптивость: направлена против норм воспитания, образца жизни до 3-х лет.

4 – своеволие: «Я сам!».

5 – протест, бунт: ощущение, что Р в состоянии войны со всем окружающим.

6 – симптом обесценивания (ругаться, дразнить и пр.).

7 – деспотизм: например, монополия на с вою мать.

Посткризисное развитие Р зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым.

Если взрослый в целом позитивно оценивал личность Р, тактично и аргументированно указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то Р научится гордиться собой и своими успехами.

Если взрослый стремиться добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у Р разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и добиться своего.

Во втором случае раздражительность и упрямство укореняются и становятся чертами характера.

Яндекс.Метрика