Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
наверх

АДАПТАЦИЯ К  ДЕТСКОМУ  САДУ !

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?

 

 Ребёнка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

- Ребёнок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.

- Ребёнку психологически комфортно пребывание в детском саду. Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребёнок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребёнок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребёнок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой.

 Например, ребёнок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации:

 1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребёнка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям, стремится оставить ребёнка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры) Как долго должно длиться первое пребывание ребёнка в детском саду?  Нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребёнка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами».  Ориентироваться надо не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребёнка.

 2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребёнок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

 3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребёнка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день. 4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребёнок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребёнок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.

 5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ.                   Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребёнок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребеёнок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

 6. Несоответствие режима дня. Приучать ребёнка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребёнок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

 7. Научить ребёнка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребёнка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате).

 8. Невнимание к социализации. Ребёнка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребёнка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребёнка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

 9. Неправильный настрой ребёнка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребёнку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребёнка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Стремление развлечь ребёнка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребёнка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом. 11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребёнок. Отдавать в садик старшего ребёнка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребёнок занял его место.

12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждёт, что ребёнок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать её надежды. Если мать долго прощается с ребёнком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – её тревога, несомненно, перейдет и ребёнку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

 13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребёнка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребёнка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребёнка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

 14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребёнком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.  Замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ.

Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребёнок использует для того, чтобы не пойти в садик.

16. Неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Ребёнок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребёнку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни. И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте всё равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

Яндекс.Метрика